Налог на рекламу в РБ

Налог на рекламу в РБ

Итак, с 1 мая 2022 года в Беларуси введен налог на рекламу. Причем к рекламным материалам относятся не только объявления и публикуемый медиа-контент, но и вполне ощутимые промо-материалы. Однако к ним не относятся корпоративные сувениры и подарки, которыми компании одаривают клиентов на праздники (Новый год и т.д.) или какие-то знаковые события. Единственное условие – такую продукцию вручают сами сотрудники компании, не привлекая третьих лиц. Также рекламированием не считается изготовление рекламных материалов в любой форме.

Нововведение касается почти всех юридических лиц практически любой формы собственности и индивидуальных предпринимателей (но не физлиц), официально зарегистрированных в Республике Беларусь. По Указу № 131 объект обложения сбором – это размещаемые (или распространяемые) рекламные материалы, ориентированные на граждан и резидентов РБ, включая соответствующий сегмент сети Интернет на основании договора о платном оказании услуг.

Освобождены от уплаты сбора немногие, например:

  • предприятия, на которых трудятся инвалиды в количестве не менее 30% всех работников;
  • исправительные учреждения;
  • производственные предприятия системы исполнения наказаний МВД.

Указ Президента РБ № 131 «О развитии СМИ» (далее -Указ № 131), объявивший введение сбора за рекламирование своих товаров или услуг, был издан 31.03.2022 г. Действовать Указ начал с 01.05.2022 года. Т.е. уплачиваться сбор начали со второго квартала 2022-го. Вскоре в НК РБ появилась глава 282, посвященная этому сбору.

С нового 2023 года (буквально с 1 января) порядок обложения налогоплательщиков Республики Беларусь сбором за размещение (либо распространение) рекламы начал регулироваться уже не Указом Президента (N 131), а Налоговым Кодексом (согласно Закону N 230-З от 30 декабря 2022). Для плательщиков сбора это повлекло некоторые изменения. О них и поговорим.

Что изменилось после ввода сбора для предоставляющих услуги

Для выживания в новых условиях многим игрокам рекламного бизнеса РБ теперь приходится изощряться, чтобы пойти навстречу своим клиентам, помогая им уйти от новых затрат (довольно, кстати, существенных). Так, в подпункте 2.3 Указа перечислены случаи, когда реклама фактически объектом обложения сбором не является. Например, это – мероприятия, среди организаторов которых фигурируют государственные органы. Освобождается от сбора продвижение любыми способами официальных организаций физкультуры и спорта, распространителей идей ЗОЖ.

Размещение рекламных материалов на официальных сайтах госорганов, социальная реклама – также освобождены от сбора. Ещё не облагаются сбором рекламные материалы на досках объявлений, размещенные внутри зданий или транспортных средств, в других случаях. Все эти исключения лояльные к клиентам агентства могут обыграть в пользу своих клиентов.

При этом, если рекламное агентство, зарегистрированное в РБ, предоставляет платные услуги резидентам других государств, то оно обязано уплачивать «рекламный сбор» за таких клиентов.

 налог на рекламу в РБ

Что изменилось после ввода сбора для клиентов

Ставки сбора на рекламу – 10 % или 20 % в зависимости от места размещения рекламной продукции (пп 2.6 п. 2 Указа). 10% взымается за наружную рекламу и материалы, размещенные в/на транспортных средствах. 20% – ставка во всех остальных случаях, включая самые популярные и массовые интернет-площадки. Общая сумма сбора подсчитывается суммированием 10%-го и 20%-го налога.

Отчитываться по сбору придется ежеквартально (пп 2.7 п. 2 Указа). База для расчета величины сбора для рекламодателя – это стоимость реально оказанных ему услуг по размещению (другими словами – распространению) рекламы любого вида без НДС (согласно подпункту 2.5 п. 2 Указа Президента).

Предоставлять в местную налоговую инспекцию расчет сбора нужно не позже 20 числа следующего после отчетного квартала месяца. Форма расчета установлена МНС (пп 2.9 п. 2 Указа).

Рассчитанная сумма сбора за квартал подлежит перечислению в госбюджет не позднее 22 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Расчет и уплата сбора производится в белорусских рублях.

В категорию плательщиков сбора попадают также иностранные бизнесмены, рекламирующиеся на территории РБ. При этом рекламные агентства должны быть исключительно резидентами РБ. Под иностранными бизнесменами подразумеваются юрлица и ИП, зарегистрированные за границей.

Ситуация с рекламой в Интернете

Самое главное – никакая реклама своих товаров и услуг не облагается сбором, если она располагается на собственном ресурсе (веб-сайте, аккаунте в соцсети и т.п.) в Интернет. Возможно, это послужит стимулом развития соответствующего сегмента рынка.

Сервисы, которых это может касаться (Яндекс Директ, Гугл Эдс, Фейсбук и т.д.) За размещение своих материалов на таких глобальных рекламных площадках как Яндекс Директ, Гугл Эдс, Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм и других не придется платить сбор только в случае, если эти материалы не предназначены для белорусов, не будут соответственно таргетированы, и об этом будет прямо указано в договоре на оказание услуг. Если же реклама ориентирована на белорусов, то придется раскошелиться еще и в пользу государства.

Еще важный нюанс – услуги SEO-специалистов к рекламным не относятся, и это также можно грамотно обыграть.

Заключение

Итак, появление нового сбора можно считать полезным инструментом развития бизнеса, в т.ч. в Интернет. Если есть деньги на оплату сторонних услуг – справедливо перечислить часть из этих сумм в доход государства. Есть желание уйти от лишних трат? Развивайте собственные представительства и шире вовлекайте государственные структуры!

Если остались непонятные вопросы, изучайте первоисточник: https://nalog.gov.by/search/?q=рекламный+сбор!

бесплатная консультация

от специалиста по вашему проекту