Закон о рекламе: что стоит учитывать при запуске рекламы в интернете
Интернет-реклама в современном мире считается важнейшим элементом для достижения желаемой цели в бизнесе. Она становится всё более гибкой, широкой, быстрой и легко отслеживаемой. Чтобы не запятнать репутацию бренда и не попасть на штраф за нарушение закона, предлагаю познакомится с понятием «ненадлежащей» рекламы и, опираясь на Закон о рекламе Республики Беларусь, разобрать все нюансы, чтобы не попасть в капкан.
Реклама в байнете регламентируется Законом о рекламе, в свою очередь, рекламную деятельность в РБ регулирует МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). Подчеркну, что в статье, мы детально рассмотрим ненадлежащую рекламу (Статья № 26 Закона о рекламе) и частично затронем общие требования к рекламе (Статья № 10 Закона о рекламе).
Если попробовать разобраться, что такое «ненадлежащая» реклама, то проще всего разделить её на группы:
Недобросовестная реклама
Это вид рекламы, которая способна ввести человека в заблуждение.
К недобросовестной рекламе относится:
- использование превосходной степени для описания преимуществ товара или услуги, например: «No1», «уникальный», «самый лучший», «крупнейший».
- реклама, дающая негативную оценку товару другой организации или компании в целом и сравнение с товарами другой организации.
Неэтичная
- Не соблюдает общепризнанных мерок морали и нравственности, имеет оскорбительные текста, сопоставления, образы в отношении расы, национальности, наружного облика, возрастной группы, пола, языка, профессии, общественной категории, религиозных, политических и других убеждений.
- Порочит государственные символы, официальную валютную единицу любого государства, символы международной организации, религиозные символы. А также порочит какую-либо организацию или гражданина, деятельность, профессию, товар. Будьте внимательны, и старайтесь не использовать в своей рекламе образы государственной символики, государственных учреждений, денежных единиц.
- Дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром.
- Имеет неблагоприятную оценку объекта рекламирования.
- Содержит сопоставление рекламируемого продукта с продуктом иного производителя.
- Содержит слова «подарок», «бесплатно», «0 рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на бесплатно, если предполагается оплата.
Недостоверная реклама
Реклама, которая содержит недостоверную информацию (об адресе/телефоне, составе, наличии, цене, условия гарантийного обслуживания и т.п.).
Также не забывайте о Статье № 10 Общие требования к рекламе. Самые важные выдержки:
1. Реклама на территории РБ должна быть на русском и (или) белорусском языках (это не касается надписей, которые не являются товарными знаками, названиями товаров — что подтверждается накладными, сертификатами, регистрационными удостоверениями). Однако вы можете использовать в тексте рекламы, вошедшие в обиход английские слова такие как online, tax-free. Слова же типа sale, cash-back, trade-in и т.п. с точки зрения МАРТ не являются общепринятыми и требуют написания в переводе (тем же шрифтом). Допускается и транскрипция, и транслитерация. Но в законе есть поправка, что использование иностранного языка допускается, при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на белорусском и (или) русском языках (т.е. перевода).
2. В рекламе должна быть указаны юридические данные рекламодателя (Юридическое название и УНП). Однако это условие не обязательное, если при клике реклама ведет на сайт, где эти данные есть. В случаи с иностранной компанией это должно быть юридическое название и юридический адрес.
3. Реклама не должна содержать обещание или гарантию будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности. Такая реклама допускается только при наличии у рекламодателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверность которой подтверждена аудитом.
4. Реклама не должна содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, если это не медицинский товар или услуга. То есть вы не можете указать в рекламе «Наш товар благотворно влияет на организм, улучшает работу кишечника», лучше напишите о вкусе и об эмоциях, вызываемых употреблением продукта.
5. В рекламе нельзя использовать ФИО, псевдонимов, образов или высказываний граждан РБ, наименований организаций, товарных знаков и знаков обслуживания, эмблем и иной символики без их согласия или согласия их законных представителей. Старайтесь избегать упоминаний брендов или фотографий, на которых присутствуют люди, в согласии которых вы не уверены.
Внимательно относитесь к закону и старайтесь максимально обезопасить себя и рекламируемые объекты. За нарушение по Статьям Закона о рекламе № 10 и № 26 предусмотрены штрафы от 20 до 50 базовых величин.
бесплатная консультация
от специалиста по вашему проекту